Вепсская кукла
 
 
                                                 Конспект занятия с детьми старшего школьного возраста по теме
                                                                               «Обереговая вепсская кукла»

Тема занятия: «Обереговая вепсская кукла», изучается в разделе «Народная игрушка»
Цель: познакомить с русской народной куклой и научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол - вепсскую куклу.
Задачи: Образовательная: научить изготавливать народную куклу.
Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся. 
Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Тип занятия: формирование новых знаний.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.
Методы обучения: словесный (беседа, загадки);
- наглядные (фотографии, иллюстрации, образцы поделок, просмотр слайдов);
- практические (изготовление вепсской куклы);
- вале логические (физминутки).
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Технические средства обучения - ПК, мультимедийный проектор.
Меж предметные связи: история, литература.
Материалы и инструменты:
- лоскуты белой и набивной ткани 20x20 см для туловища и костюма;
- нитки для перевязывания;
- тесьма, кружево для украшения;
- вата для набивки;
- ножницы для отрезания ниток.
Подготовительная работа:
- изготовить образцы народных и современных кукол;
- подобрать интересные факты о русской народной кукле;
- написать новые слова: оберег, обряд, вепсы;

Наглядный материал:
- образцы народных и современных кукол;
- иллюстрации, фотографии русского народного костюма;
- словарь терминов;
- инструкционная карта по изготовлению вепсской куклы.
Литература:
1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. - М: Культура и традиции, 2007;
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб: Паритет, 2006;
3. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции/ Науч. ред. Н.И.Решетников; сост. И.В.Онучина. - Каргополь, 2004;
4. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.-  ООО Белый город, 2010.

Ход занятия
I. Организационный этап: (2мин)
Приветствие: 
В светлу горницу войду,
Взглядом все тут обойду.
Сразу видно - эта хата
Мастерицами богата!
Здравствуйте, красавицы!
Мне здесь очень нравится!
- Я рада приветствовать вас у себя на занятии.  За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся   за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.
Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места. (Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места).
Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:
- Ребята, а хотите сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое.  Нет ничего проще! Нужно только произнести таинственные слова: «Раз, два, три -  прошлое  приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?! Тогда все вместе повторим слова. Все запомнили?  «Раз, два, три -  прошлое приди»!
- (Ответы детей. Дети повторяют слова «Раз, два, три - прошлое приди!»))
- И я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого! А знаете ли вы, ребята, какое любимое развлечение было у девушек и девочек в те времена - песни петь, да хороводы водить. Давайте вспомним сказку «Снегурочка»: «Пошли подружки в лес, стали Снегурку с собою звать: - Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. … Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют.
- А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(Ответы детей: «Кукла»)
Сообщение темы и цели:
- Правильно!
Об одной из народных куклах сейчас вам расскажу.
А если вам понравится, - как сделать подскажу.
К вам пришла я не одна,
Со мной помощница моя -
Куколка - красавица, красная девица.
Куколка - красавица, чудо мастерица!
- Красивая кукла у нас?
(Демонстрируется образец вепсской тряпичной куклы.
Ответы детей)

Читая разные сказки, можно узнать новое об обрядах русского народа.
Оказывается, что во многих русских сказках встречаются куклы, которым герои
доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями.
И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев, например:

II. Основная часть:
- Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: создает ее человек.

- Мы с вами уже говорили, что по своему назначению куклы делятся на три большие группы: игровые, обрядовые, о береговые.
Сегодня мы поговорим о береговой кукле.
- Что означает слово «оберег»?
«Оберег - предмет, обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий.» 
- Посмотрите, вы можете здесь увидеть различные обереговые куклы, которые несли в себе обереговую силу.  Некоторые куколки изготавливались не только для себя или для своих близких, но и "для выкупа".  Купить такие куклы было нельзя, так как существовало поверье, что она силу потеряет, а вот выкупить - запросто. Главное - выбрать душой из массы куколок именно ту, которая ваша! Только тогда эта кукла будет оберегом для вас. Ну а на место, где лежала эта куколка, клали выкуп - деньги, товар, пищу.
- Ребята, а чем эти куклы схожи? (Ответы детей: «Они все без лица.»)
- У кукол нет лица. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода: «У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка.»
- Конечно же, я рассказала далеко не все о куклах - оберегах.  Сегодня мы с вами познакомимся с обереговой куколкой Вепская.

Но наша куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделаем подружек ей.
Кукле будет веселей!
-Да, я вам хочу показать, как можно изготовить вепсскую куклу.
- Обратите внимание на очередное новое слово «вепсы». Из словаря мы узнаем, что
«Вепсы - люди северной народности.» 
-Давайте вместе повторим это слово. Для того, чтобы изготовить такую куклу, не нужно быть большим «кукольным мастером». Главное - иметь желание и немного времени.  Эти старинные вепсские куклы - обереги изготовлялись из подручных материалов, лоскутков ткани, из старой одежды без использования иголки очень быстро и с душой. Может поэтому они такие настоящие и красивые. Нет у этой куклы красивого лица, да и одежда простенькая, а сколько в ней характера, здоровья. Глядеть на неё одно удовольствие! Куклу использовали как оберег, как символ женского здоровья и плодовитости, символ благополучия и достатка, а её большая грудь - символ сытого, здорового ребенка.
Исследование:
- Сейчас внимательно рассмотрите образцы кукол и скажите мне,
какие материалы и инструменты нам понадобятся?  Давайте посмотрим,
что же вам будет нужно для изготовления этой куклы.
(Ответы детей: «Ткань, нитки, вата, ножницы.»)

Подготовка к практической части:


Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:
- один квадрат белой ткани размером 20х20 (для головы и рук)
- три квадрата красной ткани размером 15х15 (для сарафана)
- квадрат ткани для платка
- лоскут 4х7 см - для передника,
- нитки белого цвета - для связывания деталей
- шерстяные нитки двух цветов - для пояса
- вата для объема головы и грудей
Техника безопасности:

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим
технику безопасности. Посмотрите на экран и вспомните
правила безопасной работы с ножницами.

III. Практическая часть

- А сейчас можно приступить к практической работе.
- Ребята, сейчас мы с вами изготовим верхнюю часть
туловища куклы.  Для этого возьмите вату и скатайте
из неё шарик, это у нас будет голова.
Положите шарик на середину белого квадрата и затяните
его ниткой, тем самым формируя голову.
Точно также из ватных шариков меньшего размера делаем верхнюю часть сарафана.
(Идет практическая часть занятия.)
А теперь немного отдохнем.  Приглашаю всех на физкультминутку. Встали, стулья задвинули. .
Проводится   физминутка (2 мин).
(Дети выполняют движения под музыку.)
- А теперь потрем ладошки!  Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.
- Сейчас куклу нужно собрать. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Верхнюю часть туловища мы уже изготовили.    Поднимите и покажите мне два маленьких шарика.  Это части сарафана.  К верхней части туловища прикладываем части сарафана и крестом перевязываем их.  (Дети выполняют работу поэтапно.)
- Кукла почти готова, осталось ее нарядить.
Для этого из приготовленной ткани завязываем платок и фартук.
Завязываем пояс (обматываем вокруг талии два раза), затем
делаем узелок на поясе под левой грудью.
Вепсская кукла готова!

IV. Заключительная часть
Самоанализ:
- Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод
и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.
Вот все куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная?
(Самоанализ)
Повторение нового материала:
Давайте сейчас повторим:
- Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)
- Какую обереговую куклу вы изготовили? (Вепсскую)
- Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?
- Чему научились? (Ответы детей)
- Где вам это может пригодиться?
(Дети делятся впечатлениями.)
Яндекс.Метрика
  • Главная
  • О себе
  • Детский сад № 87
    • Оформление группы
    • Работы детей
    • Мой детский сад
  • Фото
    • Фото с детьми
    • Детская выставка
    • Другие работы
  • Презентации
  • Методические разработки
  • Статьи
  • Достижения
    • Мои достижения
    • Достижения детей
  • Куклы
    • Фото
    • Мастер класс
    • Моя выставка
  • Дополнительно
Copyright © 2015 - 2021  · All Rights reserved  ·  E-Mail: ivak69@mail.ru                                                                                                                                                                                                                                                       ™ IMV ·